Сегодня виртуальная реальность (VR) стала неотъемлемой частью современного мира технологий, но все начиналось гораздо раньше, чем многие могут себе представить.
Первый VR-шлем был разработан задолго до того, как VR стала доступной для массового потребителя. Этот пионер виртуальной реальности был не только инновационным, но и задумывался как инструмент, способный кардинально изменить восприятие окружающего мира.
Давайте окунемся в историю создания самого первого ВР шлема и узнаем, что делает его уникальным даже по сегодняшним меркам.
История создания ВР шлема
Первые шаги в создании виртуальной реальности были сделаны еще в 1960-х годах, когда ученый и изобретатель Мортон Хейлиген разработал устройство под названием «Sensorama». Однако именно «Sword of Damocles», созданный в 1968 году компьютерным ученым Иваном Сазерлендом, стал первым VR-шлемом.
Это устройство выглядело как огромная конструкция, подвешенная к потолку, и было крайне неудобным для использования. Несмотря на это, «Sword of Damocles» стал важным техническим достижением, заложив основы для будущего развития VR.
Характеристики первого VR-шлема:
- Монитор с небольшим разрешением, который показывал простые графические изображения.
- Система отслеживания движений головы, что позволяло пользователю поворачивать голову и видеть изменения в виртуальной среде.
- Подключение к компьютеру через громоздкую и тяжелую установку, которая закреплялась на потолке.
Этот VR-шлем не был предназначен для массового использования, но стал первым шагом к тому, что сегодня мы знаем, как иммерсионная реальность.
Технологические особенности и нововведения ВР шлемов
Одним из самых важных аспектов «Sword of Damocles» стало внедрение технологии отслеживания движений головы. Это был ключевой элемент для создания эффекта погружения в виртуальную среду. Хотя технологии того времени не позволяли достичь высокой четкости или реалистичности изображения, сам факт, что движение пользователя могло влиять на виртуальный мир, был революционным.
Система, разработанная Сазерлендом, позволяла устройству распознавать повороты и наклоны головы пользователя, что создавало эффект присутствия. Хотя графика в первом VR-шлеме была очень простой, использование трехмерных объектов стало основой для будущих разработок.
Кроме того, «Sword of Damocles» продемонстрировал, что виртуальная реальность может быть использована не только для игр, но и для более серьезных целей, таких как научные исследования и симуляции.
Хотя «Sword of Damocles» не был коммерческим продуктом, он положил начало развитию технологий, которые со временем стали доступными для массового потребителя. Без этого устройства не было бы современных VR-шлемов, таких, как Oculus Quest или HTC Vive.
Разработки, начатые в 1960-х годах, позволили инженерам и ученым понять, какие задачи и проблемы необходимо решить для того, чтобы виртуальная реальность стала по-настоящему доступной и удобной.